NAZAD This Page VPERED Home Page

"Сбой в программе" произошел, когда они еще не дошли до горы Синай.
Страх? Нет.
Жажда власти? Нет.
“Разведчики”
В пустыне

Проблема сохранения генофонда

в условиях враждебного окружения

Конечно, вышедший из Египта народ не был “генетически чистым”. Не говоря уже о "примкнувших" во время Исхода нацменьшинствах, генетическая чистота была потеряна уже в следующем поколении после 12 сыновей Иакова - они женились на самом разном "генофонде", от собственных родных сестер (Шимон и Дина) до рабынь дома Иакова, а в Египте иногда и на местных. Лишь колено Леви проявило удивительную стойкость в этом вопросе - они женились только на соплеменницах.

Но так могло происходить только в "стерильных условиях" Египта, когда евреи жили в отдельной земле Гошен. Придя в Землю обетованную, новый народ подвергался риску раствориться в населявших ее племенах. Поэтому важнейшим условием продолжения его существования в Ханаане была его относительная изоляция - другие народы, населяющие эту землю, должны были, так или иначе, исчезнуть. Что, кстати, и обещал Всевышний Моше во время дарования Торы. Давая законы народу, (Шмот, 20-23), Всевышний ясно выразился - Он дает Моше своего ангела-уполномоченного, чтобы тот вел народ в Землю обетованную. Однако после истории с золотым тельцом Моше упросил обиженного Всевышнего не посылать некоего неизвестного ангела, а идти с народом лично, для пущей гарантии. И Всевышний согласился, добавив: "Совершу чудеса, о которых еще не слыхивали! И прогоню все народы от лица твоего, Моше!" (Шмот,34) При условии, что ты разрушишь их систему идолопоклонства, и люди Израиля не будут вступать в браки с местным населением. Ибо это - путь для возвращения идолов в среду народа Израиля. Иначе...

Ясное дело, Моше обещал. А почему нет? Условие казалось выполнимым.

"Сбой в программе" произошел, когда они еще не дошли до горы Синай.

Пытаясь разобраться в происшедшем, мы должны вспомнить, что евреи, ведущие свою родословную от Авраама, ведут ее также напрямую от Адама. Потомки Адама (его сына Шета) вначале были вынуждены размножаться внутри семьи, так как никакой другой возможности не было. И эта "чистая линия" прослеживается в Торе от Адама до Авраама. Точно так же поступал и Авраам, и его ближайшие потомки. Все они брали жен из племени Тераха (отца Авраама), а те, которые так не поступали (Эсав, сын Ицхака), выпадали из общины.

На самом деле это не называется кровосмешением. Под этим термином понимаются отношения между прямыми родственниками - родителями и детьми. А на кузинах (племянницах) было принято жениться еще среди дворян в царской России в ХХ веке.

Попав в Египет, евреи продолжали жить замкнутой общиной, почти не вступая в браки с местными жителями. Этому способствовало их изолированное проживание в Египте в земле Гошен - территории, удаленной от мест обитания египтян. Как уже сказано, люди племени Леви проявили особую стойкость - они не вступали в смешанные связи ни при каких обстоятельствах. Все это позволило евреям сохранить в неприкосновенности генофонд праотцев - Авраама, Ицхака и Иакова.

Размножившись в Египте до нескольких миллионов человек, они приспособились к местным условиям в смысле иммунитета - детский иммунитет обеспечивал им невосприимчивость к местным египетским болезням. (Сколько детей в Египте умерло, не приспособившись, одному Богу известно). Однако, выйдя из Египта, они попали в совершенно другие природные условия. Иммунитет перестал работать. Евреи оказались перед угрозой массовых заболеваний, перед угрозой вымирания.

Подобная ситуация создалась уже в наше время, в прошлом столетии в Сев.Америке, когда индейские племена вымирали в массовом порядке от болезней, занесенных бледнолицыми. Даже шерстяные одеяла, привозимые белыми в обмен на индейские товары, несли в себе бациллы туберкулеза, эпидемии которого приводили к массовой гибели туземцев. Это, что называется, медицинский факт. Аналогичные случаи наблюдались и в Африке и в Южной Америке.

Наибольшую опасность для евреев, как и для индейцев, таили в себе заболевания венерические. (Вот почему в своем Откровении на Синае Всевышний так много времени и места уделяет отношениям евреев в браке - не только гигиене брака, расписанной до мельчайших подробностей, но и гигиене ритуальной, помогающей соблюдать гигиену техническую.) И первый случай массового заражения был после стычки с племенем амалекитян, напавших на евреев непосредственно перед их приходом к горе Синай. Амалек был разгромлен, но все его богатства, в том числе скот и жен евреи забрали себе.

Опыт Авраама был игнорирован. После победы над четырьмя царями во время освобождения племянника Лота, Авраам предпочел вернуть побежденным все трофеи, включая женщин и детей. А в те времена женщины считались такими же трофеями, как и любые другие предметы. Вероятно, Авраам интуитивно считал это правильным, так как объяснений его поступку мы в Торе не находим. Зато мы находим в сочинениях мудрецов упрек Аврааму за то, что он вернул пленников, вместо того, чтобы попытаться обучить их своему учению. За это он был якобы как-то наказан.

Согласно нашей Концепции этого не могло быть в принципе. Во-первых, насильно учить никого нельзя, не заставишь. А во-вторых, Авраам, наверное, лучше знал, что делал, чем современные умники. И он, безусловно, понимал, что нельзя оставлять у себя ни одного жителя местных городов, тем более Сдома, где процветал разврат. А то, что местные сами не умирали от венерических болезней, так это как раз и работал тот самый местный детский иммунитет.

Так вот, Амалек был разгромлен, и женщин евреи забрали себе. И всех, естественно, "использовали по назначению". Уж очень много времени воины провели в пустыне, и кое-кому было просто невтерпеж. И вообще, это было нормально! (Спустя 40 лет та же история повторилась с мидьянитянами, но к тому времени Моше был уже более опытным в таких делах).

Результат не заставил себя долго ждать. Но совпал этот результат по времени с изготовлением золотого тельца. В стане началась эпидемия. Моше отсутствовал (ушел на Гору получать Тору), и ждать помощи реально было неоткуда. Всегда именно Моше разговаривал с Всевышним, он лично просил за народ, и Всевышний помогал. А тут Моше под рукой не оказалось. Аарон же не имел с Всевышним прямого контакта. Молиться Богу они тогда не умели, да и не было никаких молитв. И народ обратился к Аарону за помощью в обычной процедуре - сотворить Нечто Такое, что могло бы помочь. Какой-нибудь зримый символ, к которому можно было бы обратиться. Видимо, Идея Непознаваемого нематериального Абсолюта еще не стала достоянием масс.

Что было делать Аарону в такой ситуации? Конечно, он пошел навстречу людям, даже с риском для собственной репутации. Вот, кстати, в чем причина того, что совершенно явный грех Аарона - прямое участие в создании тельца - не был ему засчитан за грех! За удар Моше по скале посохом Аарону попало от Всевышнего "по первое число". За сбор хвороста в шабат - убивали! Но здесь речь шла о спасении людей!

Сойдя с горы Синай через 40 дней в стан, Моше застал общину просто умирающей. Кто-то, конечно, еще прыгал в экстазе вокруг Тельца, но очень многие уже находились при смерти. Еще немного - и народ просто бы вымер. И это решение уже было подготовлено "Наверху" - помните слова Всевышнего, обращенные к Моше еще на горе: "Я уничтожу этот народ!". Так бы оно и случилось, если бы Моше не принял экстраординарного решения.

Что делает Моше? Он приказывает левитам собраться вокруг него и слушать его команду. После чего отдает приказ о массовом убийстве!

"Пусть каждый левит возьмет меч, и пройдет с одной стороны стана до другой, и убьет брата, друга, родственника!" 3000 человек было уничтожено! Так это выглядит в классическом Толковании. Варвар какой-то, фанатик....

А на деле? В этой ситуации Моше, прежде всего, приказал убить тех, кто был абсолютно безнадежен и неизлечим - они могли только усилить распространение эпидемии, оставаясь жить еще некоторое время. Причем во избежание в дальнейшем даже возможности кровной мести (гений Моше и это предусмотрел!) он приказывает убивать только собственных близких родственников и друзей, чтобы не было потом претензий! А затем, в попытке вылечить остальных, он приказывает размолоть золотого тельца в пыль, и заставляет каждого выпить раствор этой пыли в воде. Сегодня в медицине известно свойство препаратов на основе золота активизировать иммунную систему. Возможно, что Моше уже тогда знал об этом, Всевышний ему этих действий не подсказывал, судя по тексту Торы.

Мор прекратился.

И вот тут начинается одно из самых трудно объяснимых мест в Торе - история с разведчиками, посланными Моше в Землю. Действительно странно, что после получения Торы народ стоял вблизи Синая и ждал команды "Вперед!" еще почти год. Тем, кто задает этот вопрос, обычно отвечают, что этот год был потрачен на изучение только что приобретенного Закона, однако другие-то мидраши сообщают, что Тору Моше писал под диктовку Всевышнего все остальные 40 лет, а на Синае были даны лишь "10 заповедей". Учить десять заповедей целый год? При условии, что семь из них были известны еще Ноаху?

Наша концепция отвечает на этот вопрос просто и ясно. Учтя все происшедшее, Моше и Всевышний принимают решение - продержать народ у Синая около года - чтобы люди привыкли к новым условиям, за год родится еще много детей, которые будут обладать детским иммунитетом к болезням новой климатической зоны обитания евреев. Этакий своеобразный карантин... А что было делать?

Обратим внимание на то, сколько раз за время Исхода Всевышний поражал Избранный им народ “мором”, то есть болезнями с "летальным исходом"! Поражал Он и другими способами, но мор встречается чаще всего. И это, по всей видимости, не случайно. Если мы примем в расчет все вышеуказанные соображения, то можно понять, что действительными причинами того или иного мора были причины вполне объективные, а с Божьей волей их, как и всегда, связывали лишь обстоятельства. Как мы знаем от мудрецов, для явления чуда важно время и место, а не само чудо как таковое.

И лишь год спустя вся эта масса людей снялась с места и пошла в сторону Земли обетованной. Но время было уже упущено. Давая Тору на Синае, Всевышний обещал, что прогонит местные народы, напустив на них шершней и устроив невиданные чудеса. Вполне может быть, что уготованные (или ожидаемые) чудеса таки и случились в то время, и окажись там еврейский народ, это было бы воспринято как чудо, было бы записано записано в Торе и способствовало бы, возможно, изгнанию из тех районов местных народов. Но евреев в тот момент там не оказалось. Они вынуждены были сидеть у Синая и вырабатывать иммунитет. Но и не вести их в Землю было никак невозможно. Они приставали к Моше с законным вопросом "Где же эта Земля?", и у Моше не было ответа на этот вопрос. И через год Всевышний разрешил им начать движение.

На второй месяц второго года (с этих слов начинается книга четвертая “Бемидбар”) Всевышний распорядился пересчитать всех, способных носить оружие, и дал команду двигаться. В течение этого года был построен "Ковчег завета", хотя другие мидраши утверждают, что это произошло за 6 дней - от шабата до шабата.

Этих "способных" оказалось около 600 тысяч человек. По тем временам это была огромная армия, она могла смять в тех местах кого угодно, не то, что разобщенные местные племена. Не надо упускать из виду также, что от Синая (от Кадеш-Барнеа) до границ Земли эта армия дошла всего за три дня ("МР"). Следовательно, если бы евреи хотели разведать Землю до этого времени, у них был целый год, незачем было бы ждать еще 40 дней, посылая в Землю разведчиков и дожидаясь их возвращения. Не было команды, вот в чем дело...

Кроме того, Эрец-Исраэль (Земля Обетованная) не была совершенно Неизвестной Землей, не какой-то там “обитаемый остров”, на который путешественники высадились после кораблекрушения, и хотят выяснить, не живут ли тут людоеды. Это была Земля Авраама, Исаака и Иакова, а также всех 12 сыновей, исхоженная ими пешком вдоль и поперек. Прошло всего 230 лет с того времени, когда Израиль-Иаков ее покинул, переселившись в Египет - по тем временам не так уж много лет, учитывая возраст праотцев. Общая дислокация народов в Земле мало изменилась - разве что какие-то народы-племена поглотили другие. Да и в этом промежутке времени евреи однажды появились там, когда пришли хоронить Иосифа. (Его могила по преданию находится в Шхеме, это практически центр Эрец-Исраэль). Так что разведывать особенно было нечего. Тем не менее, перед запланированным после Синая входом в Землю Обетованную возникла проблема.

Повествование Торы в этом месте явно прерывается. От рассказа о злословии Мириам (Бемидбар,12) Тора сразу же переходит к (Бемидбар,13) рассказу о разведчиках, причем сразу со слов Бога "Пошли от себя людей, чтобы высмотрели они страну Кнаан..."

А много позднее, в книге Дварим, рассказывая об этих событиях 40-летней к тому времени давности, Моше вспоминает, что народ сам обратился к нему с просьбой выслать разведчиков. Оказывается, это не была инициатива Моше, ни тем более, Всевышнего, который сказал "Пошли от себя (себе)...", в чем мудрецы усматривают якобы неохотный ответ Всевышнего на заданный ранее, но не записанный в Торе вопрос Моше ("МР"). Поэтому создается ощущение, что весьма важный кусок текста Торы отсутствует.

Мудрецы и комментаторы всех времен терялись в догадках - зачем и кому потребовалось посылать разведчиков? Евреи "находились на высочайшей ступени близости к Богу, удостоились Его прямого Откровения" (Миллер), при наличии Божественного присутствия в стане в виде Шхины (огненного столпа), имели уже за плечами опыт преодоления с Ее помощью самых невероятных трудностей. И вдруг эти люди проявляют необъяснимую слабину, отказываясь на заключительном этапе войти в Землю Обетованную под водительством Моше и при покровительстве Всевышнего! С чего бы это вдруг!? Не поверили Всевышнему? Да быть того не может!

Ефим Свирский, современный религиозный философ, утверждает, что это мог быть страх.

Страх? Нет.

В истории еврейского народа описано множество случаев, когда его большая или меньшая часть (а вовсе не отдельные люди) склонялись к идолопоклонству. Почему?

Да, конечно, вражеское окружение, женились на ком попало, сердцу не прикажешь, плохие цари-мерзавцы-отступники, "рыба гниет с головы"... Причин множество. А где был Санхедрин (верховный суд), где были пророки?! Почему можно было забыть о своем собственном Великом и Всемогущем, и обратиться к почитанию идолов? Тем более, что о них уже со времен Авраама было известно, что это - куски камня и никакого толку от поклонения им не будет? Добро бы не знали об этом, как дикари-язычники, но ведь ЗНАЛИ! И знали надежно.

Да что говорить об идолопоклонстве! Перед тем, как нужно было войти в Эрец-Исраэль, в землю, которую Вс-вышний обещал Народу и вот-вот готов был ее вручить, как только что вручил Тору, народ поверил разведчикам, а не Моше. И это - при наличии стоящего посреди лагеря “мишкана, обиталища Вс-вышнего, над которым днем было облачко, а ночью стоял столб света до неба! Живая гарантия успеха была с ними, даже две - мишкан и Моше. Некоторые философы утверждают, что народ обуял страх. Страх действительно штука сильная, но хорошо известно, что страх возникает тогда, когда человек не чувствует поддержки, когда он вынужден рассчитывать только на свои собственные силы. А в них он не всегда уверен. Вот тут-то и возникает страх.

Примеров тому в нашей жизни множество. Когда вы начинаете кататься на горных лыжах, на велосипеде, учитесь плавать, водить автомобиль... да любое новое сравнительно ответственное дело начинаете делать, учиться делать - вы испытываете неуверенность, которая в критические моменты переходит в страх. Потому что не на кого рассчитывать в случае неудачи. Если есть рядом кто-то - папа, инструктор, друзья - уже легче - поддержат, объяснят, посочувствуют на худой конец, чтобы не повесился с горя при неудаче.

Страх возникает при отсутствии поддержки!

Но ведь Вс-вышний все время был рядом!? Значит, или объяснение не годится, или...

Страх возникает при исчезновении поддержки! Или когда мы думаем, что поддержка была и есть, и вдруг выясняется, что ее - нет!

Когда ребенка учат ездить на велосипеде, часто применяют такой прием. Отец держит велосипед сзади за седло, а ребенок управляет велосипедом и крутит педали. Вначале отец действительно корректирует наклон велосипеда, поддерживает его, чтобы он не упал. Ребенок это чувствует и учится управлять и одновременно крутить педали. Он не думает о поддержании равновесия, этим занимается в его голове мозжечок - сложнейшая система координации движений. В процессе езды отец постепенно ослабляет корректировку, сводя ее до нуля (иначе мозжечок не получит извне нужной информации). В какой-то момент мозжечок скоординировал все параметры движения, и ребенок уже может ехать самостоятельно. И отец это чувствует.

И ребенок на самом деле фактически едет. Но при этом он уверен(!), что отец его поддерживает. Он увеличивает скорость, и в какой-то момент отец просто не успевает за ним, он отпускает велосипед и отстает. Дальше возможны два варианта.

а) сын обнаруживает, что поддержка исчезла, но поскольку он уже едет, он радостно продолжает ехать и кричит "Ура! Я научился!" Тут вроде бы все ясно.

б) сын обнаруживает, что поддержка исчезла, впадает в панику и немедленно падает. Почему?

Здесь проявляются два принципиально разных типа личности человека - разная степень агрессивности, разная степень самооценки.

Из прямого чтения Торы легко сделать вывод о том, что Шхина (Божественное присутствие) имела место во время Исхода постоянно. Но этот вывод настолько же прост, насколько неправилен. Потому что тогда невозможно объяснить периодически возникавшие "роптания" народа, периодические "отходы" его от главного направления "Вперед, на Синай!" Когда чудеса происходили, ропот прекращался, и все согласны были идти дальше. Но затем Явное Божественное присутствие исчезало (временно, конечно, как отец периодически перестает поддерживать велосипед, а потом снова его подхватывает, чтобы за это время мозжечок научился держать равновесие самостоятельно).

Конечно, отрезки времени были сравнительно короткие, и люди не успевали настолько отчаяться и разочароваться во Вс-вышнем, чтобы обратиться к вере в других богов, или повернуть назад в Египет. Являлось новое чудо, и вера снова была поддержана. После Синая в пустыне 40 лет выпадал ман, и все к этому привыкли; привыкли, что Отец поддерживает велосипед от падения. А потом поддержка опять исчезла. Да, мишкан стоял посреди лагеря, но то ли облачко исчезло, то ли свет стал по ночам слабее... Это выглядело как исчезновение Поддержки.

И во время Исхода, мы знаем, такие вещи случались. Когда Народ подошел к морю, разве они ощущали поддержку? Была паника! Вот-вот могла произойти катастрофа! Но море пропустило всех и утопило войско фараона. А дальше? А дальше - идите сами! И шли... до тех пор, пока еда и вода не кончились. Пока умирать не стали от голода. И только тогда появились перепела. И так далее. Шхина периодически (!) исчезала и появлялась снова. Но для тех, кто умер, она исчезала в последний раз. И они вполне могли умереть в убеждении, что пали жертвой грандиозной мистификации.

Постепенно, с течением веков, чудеса происходили все реже и реже. Шхина как бы "отдалялась" от Народа. Но кто сказал, что это означает деградацию? Мудрецы? А, может быть, Он решил, что Народ (или его лучшая часть) уже достаточно укрепились в вере, и больше нет необходимости поддерживать велосипед? И, похоже, что это так, поскольку при отсутствии явных чудес и даже более того, при их отсутствии в моменты, когда, казалось бы, им самое время произойти ("Катастрофа"), лучшие люди поколения сохраняли веру во Вс-вышнего и старались следовать Его путями, как они их понимали. Это ли не доказательство, что они кое-чему все-таки научились?

В наше время чудеса случаются крайне редко. Один из равов, который много рассказывал про всякие чудеса из Торы, однажды честно признался, что лично с ним ничего даже похожего на чудо (что можно было бы хотя бы истолковать как чудо) никогда не случалось. Но, сказал он, мы теперь - как микробы, по сравнению с людьми эпохи Синая. Измельчали. И теперь мы просто недостойны Божественного Откровения, недостойны не то, что разговаривать с Вс-вышним, а даже чувствовать его Присутствие.

Поэтому современное мировоззрение не должно базироваться на чудесах. Воля Божья проявляется не в перемещении гор (это процессы физические), а в воздействии Геоса на отдельного человека и на массы людей, для чего у Него есть все возможности, и отнюдь не сверхъестественные.

Кстати сказать, от очень многих комментаторов Торы можно услышать, что учение иудаизма не базируется на чудесах. Оно базируется на Традиции – на свидетельстве, которое было передано из поколения в поколение. Оно базируется на свидетельстве всего народа (600 000 воинов), стоявшего у Синая, и ощущавшего Присутствие Всевышнего. Какие еще доказательства нужны, спрашивается?

(Особенно если учесть, что христианство базируется на свидетельстве всего нескольких последователей Иисуса, лично его не знавших?)

Жажда власти? Нет.

Другие современные комментаторы (не хочется называть имен) высказывают предположение, что просьба о посылке разведчиков была провокацией со стороны 70 старейшин колен: они якобы привыкли командовать в условиях пустыни, и опасались потери власти(!) в условиях оседлой жизни на Земле обетованной. Есть и другие "объяснения", так или иначе бросающие тень на прославленную близость к Всевышнему поколения пустыни. Можно допустить, конечно, что с праведников высокого уровня сильно спрашивалось за незначительные провинности (и даже иногда только мысли), но трусость и жажда власти не могут быть названы "мелкими провинностями".

Более того, к моменту посылки разведчиков прошел всего год со времени выхода из Египта. И они уже привыкли к жизни в условиях пустыни? 210 лет в Египте командовали и не научились командовать?

Есть и еще одна "странность". Оставаясь в рамках классического представления о Всевышнем как о Самодостаточном Абсолюте, невозможно представить себе Его раздраженным, обиженным на весь народ, нарушающим собственные обещания. Самодостаточный Всесильный так себя не ведет. Тем не менее, в ходе процесса дарования Торы на горе Синай и в истории с посылкой разведчиков, Всевышний предстает перед нами именно в таком виде. Поведение Всевышнего до некоторой степени напоминает нам его действия по отношению к Адаму и Хаве в Ган-Эден. Нам и тогда трудно было представить себе Всемогущего, нарушающего собственные обещания, провоцирующего Адама и Хаву на прегрешение и, в конечном итоге, неспособного сотворить Совершенного Человека по образу и подобию Своему (учитывая печальный наличный результат).

Наконец, совершенно непонятно, почему Всевышний не мог сам решить проблему изгнания народов с помощью имевшегося в его распоряжении оружия массового уничтожения. Он уже применял его в "Хиросиме и Нагасаки" тех времен (Содоме и Гоморре) и в Египте (химическое - отравление колодцев, бактериологическое - язва, мор, нервно-паралитического - тьма, биологическое - жабы, саранча и, наконец, психическое - убийство первенцев). Это остается непонятным в любом Толковании. Тем более, что Он ранее дважды обещал, что Сам изгонит эти народы перед лицом евреев.

Чтобы это все понять, необходимо раскопать эту историю поглубже. А чтобы не потерять нить рассуждений, сразу "заглянем в ответ". Ответ простой - причиной всему происшедшему на Синае была генетическая общность племени евреев. Причина всегда одна. Но в рамках классического Толкования найти ее не представляется возможным. В то же время с точки зрения развитой в книге Концепции во всей этой истории нет ничего неожиданного.

“Разведчики”

Когда они подошли к Кадеш-Барнеа, что находится в трех днях пути от границ Земли, Всевышний вызвал Моше в Шатер Откровения и между ними мог произойти диалог вроде следующего:

- Ты знаешь, Моше, - сказал Всевышний, - мы упустили время. Уже не будет никаких шершней, никаких чудес я не могу явить по независящим от меня обстоятельствам. Пока вы сидели на Синае, политическая обстановка в Земле изменилась - несколько народов смогли договориться между собой и готовы дать вам сильный отпор. Вы не сможете пробиться в том составе, что вы есть сегодня. Да если бы и пробились - после прихода в Землю может произойти то же самое, что и с женщинами Амалека - твои начнут брать их и все перемрут в одночасье. Нужно повременить. По моим расчетам - лет сорок.

- Сорок лет? - переспросил Моше. - Но почему? Мы так не договаривались!

- Но мы и не договаривались, что твои начнут общаться с женщинами Амалека! - отвечал ему Всевышний.

-Ну, знаешь, Ты мог бы и предупредить! Прости меня, конечно, но я начинаю думать, что Ты не всесилен! Некрасиво все это...

- Да, - вздохнул Геос (это был Он). -Ты прав,Моше. Я не Всесилен. Я избрал этот народ в надежде, что вы поможете мне избавиться от моей головной боли, которую приносят мне все люди, включая и евреев. Но теперь мой план под угрозой. Под угрозой и твоя жизнь, Моше. Ведь они взбесятся, когда узнают, что не смогут даже увидеть Землю, куда они стремились, а обречены умереть в пустыне! Ты знаешь, что такое бунт на корабле?

- Но что можно сделать? Вдруг они захотят все-таки идти вперед? Они же погибнут! У нас нет выхода! Мы в ловушке!

-Выход есть всегда. Но в данном случае этот выход страшно труден. Есть возможность идти вперед. Но при одном условии...

- При одном условии? - повторил Моше с замиранием сердца, понимая, что услышит сейчас жуткую правду.

-При одном условии, - повторил Геос. - После входа в Землю вы должны уничтожить АБСОЛЮТНО ВСЕ местное население... Чтобы духу не осталось. "Ибо переполнилась чаша вины эморрейцев перед Господом". Тогда они устрашатся вас и обратятся в бегство.

(Так оно и случилось, между прочим, через 40 лет, когда Иешуа бен-Нун начал завоевывать Землю.)

Всевышний, конечно, понимал, что при частичном решении "эморрейского вопроса" возникнет постоянная угроза генофонду и образу жизни еврейского народа, и ростки нового человечества увянут, не успев расцвести. В этих условиях требовалось уничтожить все население ПОГОЛОВНО - не только воинов, но и стариков, женщин, детей, ВСЕХ! То есть впервые в истории дать миру образец геноцида. Да еще без достаточных для этого прямых оснований - ведь эморрейцы не нападали, это евреи пришли в их землю. А то печальное для Всевышнего обстоятельство, что эморрейцы приносили человеческие жертвы – в конце концов, это дело Всевышнего; Он их создал, пусть Сам с ними и разбирается! При чем тут евреи? Почему нужно было на все последующие времена запачкать чистые руки евреев в крови женщин и детей? Чтобы быть образцом для подражания? Не укладывалось все это в понятия Моше о нормах человеческого поведения.

Моше растерялся. Возможно, впервые в жизни перед ним был поставлен столь серьезный вопрос, причем не кем-нибудь, а Самим! И он не нашел в себе сил прямо сказать Всевышнему: "Нет!" Но и спорить с Ним Моше не мог.

Моше не спал целые сутки. Он, как никогда ясно, понимал, что вот ЭТО - настоящее испытание. Пустыня - ерунда, там всегда можно было рассчитывать на помощь Всевышнего. А сейчас эта помощь исчезла. Всевышний - не всесилен! Это ужасное открытие потрясло Моше до глубины души. Под утро Моше задремал и ему приснился Элиэзер, слуга и домоправитель Авраама, который грозил ему пальцем и говорил: "На бога надейся, а сам - не плошай!"

Утром Моше вышел из шатра и пошел на гору. Сверху ему открылся весь стан евреев - стройные порядки шатров, охрана... Страшная ответственность за души миллионов людей навалилась на Моше, и он не мог сделать даже шага.

-Ну, что будем делать? - услышал Моше Голос.

Странное чувство овладело Моше - впервые в жизни он почувствовал раздражение и даже какую-то неприязнь к Всевышнему. Но тут же он понял, что это чувство - лишь слабый предвестник той бури гнева и презрения, которая овладеет всем народом, когда он узнает правду.

-Правду? - спросил Голос. - Ты решил сказать им правду?!

На самом деле Моше не думал, что он решил сказать людям правду. Но в этот самый момент он как раз и понял, что именно так он и решил. Он понял, что Всевышний читает его мысли.

- Да! - ответил Моше. - Я хочу сказать им правду. Лучше ужасный конец, чем ужас без конца!

- Ты прав, Моше! - ответил Голос. - Не бойся ничего. Хоть я и не всесилен, я поддержу тебя и на этот раз. Ситуация критическая. Ты ведь знаешь об оружии "Два-эС"?

- Да... Сера-селитра...

- Здесь, где ты стоишь, полно серы. Когда спустишься в лагерь, найди удобный момент, собери у всех женщин украшения и, главное, краску для лица - в ней много селитры. Понятно?

- Да, Всевышний!

- Называй меня Ашем. С этого дня мы с тобой - друзья по несчастью. Мы - на равных. Ты не можешь без меня, я не могу без тебя.

-Да, Всев... Да, Ашем! Друзья... (На глазах Моше были слезы.)

-Иди! Иди уверенно! Я буду прикрывать тебя! Можешь обращаться ко мне в любой момент из Шатра Откровения. На гору ходить не обязательно. Принимай решения на месте, немедленно. Я уверен в тебе, ты не ошибешься. Возьми себе Иешуа бен-Нуна - он надежный друг. Кто будет бузить сверх меры - убивай! Мы должны сохранить народ!

*

Спустившись вниз, Моше начал действовать. Был объявлен всеобщий траур по ранее погибшим. Он потребовал от женщин, чтобы они в течение нескольких дней не украшали себя и не пользовались красками. Краски он приказал сдать. И весь день, и всю ночь над Шатром Откровения стояло облако дыма, ночью подсвечиваемое пламенем (Облако Славы). Это Моше вместе с бен-Нуном готовили "оружие "2С" - порох, по тем временам известный лишь жрецам Египта, и никогда ими на практике не применявшийся.

Безлунной ночью вырыли они небольшую ямку на площади, замаскировали ее и прокопали канавку к Шатру Откровения. В яму и канавку заложили изготовленный порох.

-Будь в Шатре, - сказал Моше Иешуа бен-Нуну. - Взмахну посохом - поджигай!

Наутро Моше собрал старейшин на площади. Каждый сидел на своем месте, определенном ему после передачи части власти от Моше еще год назад, после Синая. И Моше рассказал им все, что знал сам. Почти все...

-Мы должны будем поклясться, что уничтожим их всех. Всех!

Наступило гробовое молчание. То, что началось потом, просто "обменом мнениями" вряд ли можно назвать. Выяснилось, что большинство народа не готово выполнить условия Всевышнего. Печальной участи Корах имел, оказывается, вполне обоснованные претензии к Моше и его Богу - если бы ему раньше сказали, что мы здесь против женщин и детей воевать будем, то мы бы и шагу из Египта не сделали! Традиция обвиняет Кораха в предательстве, но его можно понять. В общем, Моше чуть не разорвали на части.

-Да я и сам не знал! - отбивался Моше. - Но если мы не поклянемся их всех там уничтожить, то идти вперед нельзя! Без Его поддержки нас передушат как котят!

-Трусы вы несчастные! - кричали левиты и люди из колена Шимона. - Наши праотцы вдвоем перерезали весь Шхем за полдня! Неужели мы не справимся за неделю?

-Они перерезали больных мужчин, а не женщин и детей! - отвечал Моше. - Я сам из колена Леви, но у меня рука не поднимется на ребенка, кто бы он там ни был!

-Если твой Бог Всемогущ, пусть Он сам расчистит нам дорогу, как это сделал в Египте! - кричал Корах. - Ведь Он обещал !!!

-Ты же левит! - отвечал ему Моше. - Бери в руки оружие и действуй сам! Сколько можно сидеть на шее у Всевышнего? Не можешь? Тоже рука не поднимается? Тогда сядь и заткнись!! Тебе нужно священство, а грязную работу будут делать другие?

-Смерть Моше! - закричал Корах. - Смерть предателям! Смерть Аарону!

Иешуа бен-Нун не стал дожидаться, когда Моше взмахнет посохом. Первый в истории суд Линча мог закончиться трагедией народа. Иешуа бен-Нун поджег порох.

Эффект превзошел все ожидания. На месте, где стоял Корах, образовалась дымящаяся воронка, от самого Кораха не осталось ничего. Было полное впечатление, что земля проглотила Кораха. Остальные разбежались. А Моше повернулся и ушел в Шатер Откровения.

К вечеру все немного поостыли. И направили к Моше делегацию с компромиссным предложением - послать в Землю разведчиков.

Моше понимал, что на фоне потерянного года еще две-три недели ничего не решат. Фактор внезапности тоже потерян. Моше сделал вид, что ему надо посоветоваться с Всевышним, и Ашем, понятное дело, согласился.

В комментариях можно встретить утверждение, что Всевышний согласился на эту операцию не очень охотно. Так утверждается для того, чтобы потом оправдать действия Всевышнего, якобы обидевшегося на Народ за очередное "недоверие правительству". А мотивируется это утверждение тем, что в тексте Торы имеется слово "ЛЕХА", когда Всевышний говорит Моше: "Пошли СЕБЕ разведчиков". Мол, Мне, Всевышнему, это не нужно. Все было бы ничего, да ведь есть же ОБЩЕизвестное выражение "ЛЕХ ЛЕХА!", слова, сказанные Всевышним Аврааму, чтобы он шел в Землю Ханаанскую. Это приказ в чистом виде, нет тут никакой "неохоты", нельзя сказать, что Всевышнему это было не нужно. Однако не режет глаз комментаторам такое явное несовпадение, не режет...

В излагаемой нами версии событий никакой неохоты со стороны Всевышнего мы не видим, да ее и быть не может. Наоборот! Идея классная! Выигрыш Моше был практически гарантирован, потому что только от самых буйных, агрессивных представителей колен Леви, Шимона и Иеhуды можно было ожидать положительного ответа "Вперед!" Остальные должны были сдрейфить, и они сдрейфили. Но от самых буйных - колена Леви - вообще никого не послали, и причина этого выясняется только в книге "Дварим" - оказывается, от Леви никто и не пришел просить послать разведчиков, им и в голову такое прийти не могло. На практике соотношение оказалось и того меньше - лишь представитель колена Иеhуды (Калев) и колена Эфраима, сына Иосифа (Иешуа бен-Нун) высказались "за!", да и то, видимо, потому, что в разведке ходили вместе. Калев вообще был храбр до безумия, и по праву носил свое имя (“Легкое Сердце”), а Иешуа бен-Нун заранее знал, чем все это должно кончиться, поэтому имел в народе славу пророка. (На всякий случай, чтобы защитить бен-Нуна от возможной опасности Моше поменял ему имя - есть такая примета, и базируется она еще на опыте Иакова.)

Итак, разведке было дано "добро". Разведчики ушли и вернулись через 40 дней. Передали информацию, что Земля недоступна для завоевания, и что это Земля, которая пожирает людей, живущих на ней. Из многочисленных комментариев и Устной Торы похоже, что они попали туда во время очередной эпидемии, и все (кроме Иешуа бен-Нуна и Калева, которые ходили в других местах и мало общались с местными, и тем более - с женщинами) подцепили заразу во время своих передвижений по Земле. Поскольку иммунитета у них не было, они немедленно заболели, и по прибытии в лагерь почти сразу же умерли. Это могла быть простая корь или скарлатина; даже в наше время заболевания корью у взрослых бывает, кончаются смертью. Что и произошло с разведчиками. Те, кто заразились от них, также умерли, но эпидемия была прекращена опять-таки с помощью средств, имевшихся в распоряжении Моше.

У Ашема и Моше выбора не оставалось.

- Раз так, ребята, - сказал Всевышний Моше, - вот вам мой совет и решение. Идти вперед я вам не советую. Отправляйтесь-ка вы лет на 40 погулять по Синаю и учите там Тору. Чтобы знать ее назубок, всем поголовно, и закрепить ее генетически в обычаях и образе жизни Нового Народа. Через 40 лет поговорим. Это время я буду вынужден кормить вас и поить бесплатно. Жить ведь как-то надо, но лучше впроголодь, чем в рабстве в Египте! И вообще - лучше умереть стоя, чем жить - на коленях!

Да вы и сами тут теперь все знаете. Земля Синайская - не Сахара, хоть и называется пустыней, но находят же животные еду! У вас как у Моего Народа - все впереди!

В пустыне

И народ (народ!) принял решение - не идти в Землю немедленно. А те, кто ослушался и попытался на следующий день пробиться через заслон, поставленный на горах остатками амалекитян в союзе с эдомитянами, погибли. Только таким образом и можно объяснить, как удалось Моше развернуть всю эту массу народа, и потом еще 40 лет водить по пустыне. Только этим и можно объяснить слова Всевышнего: "Дети ваши войдут в Землю, но не вы". Только этим и можно объяснить добровольное смирение всего народа - не столько перед волей Всевышнего, сколько перед лицом объективных обстоятельств - отсутствия врожденного и детского иммунитета, и одновременного нежелания воевать с женщинами и детьми населения Земли Ханаанской. Только этим и можно объяснить возрастную границу, указанную Всевышним: те, кому сегодня нет двадцати, смогут войти в Землю. Потому что они успеют за это время перенести болезни и приобрести иммунитет сами и обеспечить врожденный иммунитет своим детям. Иначе в Землю нечего было и соваться.

Они бродили по пустыне с прямой перспективой в ней и умереть, но никто, никто из них не возразил - всем было ясно, почему и зачем они это делают. А Тору, данную им Всевышним, они, конечно, учили, чтобы дети их, придя в Землю, могли вести новый, “еврейский” образ жизни.

Этот еврейский образ жизни отличался от образа жизни местных народов, в частности, законами кашрута (правильного питания, предохраняющего евреев от различного рода заболеваний и моральной деградации), а также законами соблюдения чистоты и гигиены. Все это для пущей убедительности было освящено Божественным Присутствием и приняло форму "ритуальной чистоты". Я мою руки не просто потому, что это защищает от заразы (о микробах тогда никто и понятия не имел), а потому, что так велел Всевышний. Другого способа заставить ребенка мыть руки перед едой иначе как через "Папа велел!" и в наше время не придумано. Ребенок вам всегда ответит: "Да они чистые!" - он же не видит микробов. Лишь страх перед наказанием или уважение к отцу может его заставить в этой ситуации пойти умыться. А те, кто такого уважения не имел - вымирали.

Нужно обратить особое внимание на некоторые моменты, которые при беглом чтении Торы остаются часто незамеченными, потому что мудрецы (и в частности Раши) дают чисто богословское объяснение этих мест, считая его простейшим. Но простейшим объяснением ("пшат") в наше время является не "Так захотел Всевышний", а объяснение рациональное, причинно-следственное. Одним из таких моментов является детально описанная в Торе процедура "освящения трофеев" - захваченные у противника в бою предметы все без исключения должны были пройти очищение. Предметы, которые могли выдержать воздействие огня, должны были пройти через огонь, остальные - через воду. Воины, вступавшие в контакт с противником, должны были очиститься водой, постом и временной изоляцией. Любому непредвзятому человеку совершенно очевидно, что здесь налицо продуманный план дезинфекции и карантина.

Второй момент - процедура покорения городов местных племен после прихода евреев в Землю под руководством Иешуа бен-Нуна. Основной принцип был: "Пленных не брать, все их имущество - сжечь!" Так, в частности, был уничтожен Иерихо и некоторые другие города вслед за ним. Любой человек, взявший любую вещь из захваченного города, должен быть казнен на месте - ведь он мог быть потенциальным переносчиком заразы.

К чему такие методы? - спросят сердобольные современники. Ответ - дезинфекция и карантин. Даже в начале ХХ века при эпидемиях чумы, черной оспы и холеры в Средней Азии и даже Америке целые поселения иногда сжигались вместе с людьми - не было никакой другой возможности остановить эпидемию. Поскольку такие методы ведения войны были несколько странными для местных племен (обычно имущество и женщины побежденных присваивались победителями), это, конечно же, вызывало страх и способствовало победам евреев.

В качестве "оправдания" такого метода иногда приводится место из Торы, что "местные жители, пожелавшие покинуть осажденный с трех сторон город, могли свободно уйти через открытую четвертую сторону. Оставшиеся для сопротивления воины (!) должны были быть уничтожены поголовно, а женщин и детей можно было взять себе" (вольный пересказ – Дварим, 20). Однако при этом не упоминается фраза, идущая сразу же этими указаниями - так можно и нужно действовать только ВНЕ территории, данной Всевышним евреям как Эрец-Исраэль. Внутри же этой территории - уничтожать безжалостно, до основания.

Как уже было отмечено, левиты (люди колена Леви) представляли собой особо чистую линию внутри всего еврейского народа. Они старались не только не смешиваться с "чужаками", но с особой осторожностью относились к выбору жены даже среди других колен израилевых, предпочитая брак внутри колена Леви. С точки зрения генетической это позволяло им сохранить черты характера своего предка - Леви, сына Леи - но одновременно ослабляло их сопротивляемость болезням, внешним и генетическим. Им запрещалось прикасаться к мертвым - они могли погибнуть в первую очередь. А особо выделенным из колена Леви - когены - запрещалось даже близко подходить к местам захоронения умерших. По той же самой причине - они были еще более чувствительны к заболеваниям. Не признавая реалий, религиозные комментаторы ищут объяснения этих обычаев “в высших мирах”. А на деле - медицина, и все!

Старая клеветническая антисемитская байка рассказывает, что евреи якобы не ушли сами из Египта, а были изгнаны оттуда как народ, зараженный венерическими болезнями. Как должно быть ясно, все обстояло как раз наоборот. Евреи вполне нормально существовали в египетской земле Гошен, но именно племенной характер всего народа, эта своего рода "чистая раса" оказалась весьма чувствительной к заболеваниям "иноземельного" происхождения, связанным с половой распущенностью. Против чего и пришлось принимать экстренные и экстраординарные меры.

Атеистически-христианское Толкование всячески старается убедить нас, что, мол, первое поколение оказалось слабовато. У него была, мол, рабско-египетская психология, и оно должно было вымереть в пустыне, и народиться новое, без комплексов. Здесь явно прослеживается стремление принизить высокие человеческие качества людей, нашедших в себе силы выйти из условий египетского рабства, а также вполне современная "проблема отцов и детей". "Объяснение" это и близко не лежит к разумному. Толкователи (сознательно или нет) игнорируют условие, поставленное Всевышним - тотальное уничтожение местных народов, чтобы исключить возможность краха всего Проекта через три месяца после вступления Закона (Торы) в действие. А через 40 лет соблюдения Закона ему уже ничего не грозит, и Народ сможет продолжить свое существование даже в том случае, если местное население будет не уничтожено, а лишь покорено, то есть согласится платить дань победителям или, по крайней мере, не враждовать с ними. Никаких контактов с местным населением народ, воспитанный в традициях Закона Моше, иметь не должен.

Через 40 лет евреи образовали, наконец, народ, соблюдавший Тору "на подсознательном уровне", то есть нормы поведения у них (в массе, конечно) закладывались как "изнутри" (генетически и во время периода до рождения), так и "снаружи" (в результате воспитания с детства в определенной среде).

Тем не менее, через 35 лет история повторилась. Подросло новое поколение. Злой волшебник Билам (Валаам в православной мифологии) учуял слабое место племени, бродившего десятки лет по пустыне. Он посоветовал старейшинам враждебного евреям племени моавитян (вступившему в союз с мидьянитами) подсунуть евреям своих женщин и девушек в расчете на то, что Всевышний разгневается на свой народ и откажет ему в дальнейшей поддержке. Тут их можно будет взять голыми руками.

Расчет Билама оказался верным. Еврейская молодежь попала в расставленные сети. И после контактов с моавитянскими женщинами вновь разразилась эпидемия. Рассказ о прекращении эпидемии путем убийства князя колена Шимона, демонстративно взявшего себе мидьянитянку на глазах у всей общины, вызывает некоторое недоверие, но ясно, что эпидемия была прекращена примерно теми же "силовыми средствами", что и "эпидемия золотого тельца". Спустя некоторое время, после побед над другими племенами, Моше "выполняет приказ Всевышнего" - возвращается в Мидьян, и уничтожает ВСЕХ мидьянитян - бойцов, стариков, женщин, детей мужского пола за единственным исключением - он разрешает воинам Израиля взять себе (в наложницы или в услужение) только девушек, которых не познал мужчина. Из этого как раз и можно сделать вывод, что речь шла не о болезнях типа кори или скарлатины, а о болезнях венерических, распространявшихся половым путем.

А вот после этого события Тора ни о каких эпидемиях ("морах") больше не упоминает. По всей видимости, народ приобрел относительно стойкий биологический иммунитет к обычным местным болезням, а также иммунитет психологический - вел относительно умеренный образ жизни в семейных отношениях.

Результат известен - Ханаанская земля была покорена в короткий срок, но лишь частично, и местное население продолжало жить среди евреев, практически не смешиваясь с ними. Однако и в этих условиях "еврейский генофонд" мог пострадать гораздо сильнее, если бы не были приняты специальные меры.