NAZAD This Page NEXT Home Page

Праведники
Семь правил Ноаха
Праведник - сверхчеловек?
Тора - учебник жизни

Что такое “праведность”?

Ноах и потоп

В Торе указано, что, разгневавшись на поведение людей на земле, Вс-вышний наслал на землю Потоп, который должен был уничтожить все живое, потому что даже животные, якобы, стали использовать неправильные способы размножения (что имеется в виду - вопрос отдельный). И Вс-вышний обратился лично к Ноаху с предложением спасти его и вместе с ним множество видов животных, для чего Ноах должен был построить Ковчег.

По-видимому, именно с Ноахом Вс-вышний впервые мог установить настолько надежный контакт, что Ноах получил не только предупреждение о надвигающейся глобальной катастрофе, но и подробные инструкции "что надо делать". Ноах был потомком Шета - третьего сына Адама. Но не просто потомком, а потомком и по отцовской и по материнской линии. Дело в том, что посторонние женщины вошли в семью Адама-Шета по всей вероятности лишь однократно, а возможно, и вовсе не входили. Дочери рождались и у Адама и у Шета, и у всех других его потомков, об этом Тора пишет прямо. По линии одной из этих дочерей и родился Ноах. Его генетика досталась ему от Хавы, а мы уже знаем, что ген агрессивности у Хавы был значительно слабее, чем у Адама, она лучше различала между добром и злом. Вот почему Ной получился праведником. Жену себе Ноах взял вполне "кондиционную", тоже по линии Шета. Она родила ему как минимум трех сыновей - Шема, Хама, Йефета.

Можно себе представить, насколько был поражен Ноах, когда услышал Голос Вс-вышнего! Ни с чем подобным он ранее не сталкивался!

Как я уже говорил, Ноах был не только праведником, но и очень умным человеком. Идею построить ковчег он вынашивал уже после "первого предупреждения" - мини-потопа, случившегося лет за 300 до основного. "Мидраш рассказывает" (Вейсман), что этот мини-потоп уничтожил примерно треть человечества.

Ноах здраво рассудил, что может быть и повторение (вспомним то, что мы уже знаем о кометах ). Тогда Земля прошла прямо через хвост кометы - облако испарений воды с ее поверхности. Но, возможно, задела хвост только частично. Поэтому произошел мини-потоп - от необыкновенных дождей реки вышли из берегов и затопили равнины и низменности, на которых проживало много людей. И в наше время в сезон дождей в той же Северной Италии реки разливаются так, что это превращается в национальное бедствие!

И, возможно, Ноах "услышал Голос", повелевший ему построить ковчег, и спасти свою семью и кое-каких животных. Но как это сделать? Не ловить же их, среди них и львы попадались!?

Ноах наверняка был знаком с поэмой Некрасова "Дед Мазай и зайцы". И он решил построить ковчег высоко в горах, у вершины самой высокой из доступных гор. Он должен был вместить в себя как можно больше животных. При этом не было никакой необходимости ловить их и сажать в ковчег. Ноах понимал, что "когда начнется" звери придут сами, уходя от наступающей воды все выше в горы. С неба, возможно, тоже польется достаточно, поэтому кверху ковчег должен сужаться, образуя как бы крышу. В общем - большой крытый плот. Но ковчег не должен стоять на голой вершине, потому что оттуда он будет далеко виден, да и деревья для него далеко таскать. И люди могут заинтересоваться, а объясняться с ними Ноах не особенно хотел, они ему и без того поднадоели. До уровня вершин гор ковчег должен будет всплыть сам, если воды будет много. Там можно будет в случае чего забрать недостающих.

Мудрецы ставят в вину Ноаху, что он якобы не просил Бога за людей, которые должны были утонуть во время Потопа. Мол, Авраам просил за жителей Сдома, а вот Ноах и за собственных соседей не просил. Но была же все-таки разница! Авраам просил не столько помиловать грешников Сдома, сколько пощадить живущих там праведников. По крайней мере, одного праведника он знал - это был его собственный племянник Лот. Грешников же Авраам лично не знал. А Ноах знал этих негодяев, он жил среди них, и каждый день боялся за своих детей (дочери у него тоже были). Так что не было Ноаху никакого резона просить помиловать этих грешников, по этому вопросу он со Вс-вышним был полностью согласен, и потому осуждению Ноах не подлежит.

Итак, Ноах решил, что когда вода подойдет вплотную, звери сами попрыгают в ковчег. А ему надо лишь стоять у входа и направлять их в свои клетки. Он знал по собственному опыту, что пока хищники напуганы, они никого не тронут. Кого и сколько брать, Голос ему разъяснил, да он и сам, в общем-то, понимал. Каких-то "чистых" он взял по семь штук, а "нечистых" - всего только самца и самку. Комментаторы задают иногда вопрос "на засыпку" - почему так было сделано? И сами отвечают: а для того, чтобы жертву можно было принести после Потопа. Однако они не отвечают на другой вопрос: откуда Ноах (а впоследствии Авраам и все остальные) могли знать какие животные считаются "чистыми", а какие - "нечистыми"? В крайнем случае, говорится о пророческой близости этих людей к Богу, о том, что они якобы изучали основы Торы, хотя сама Тора была дана только на Синае... И прочие столь же "убедительные" объяснения.

Но не надо забывать, что до Потопа люди из семьи Ноаха не питались животными, так что в пищу Ноах их мог использовать только при крайней необходимости. Но зверей-то надо было чем-то кормить! На них Завет и суббота не распространяются! По этой причине "чистых" (травоядных) было взято существенно больше, часть из них пошла в пищу хищникам. Ясное дело, кое-кто из хищников интуитивно отказывался есть “нечистых”, поэтому их и можно было взять по одной паре. А по семь пар их нужно было взять вовсе не для жертвоприношения (которое в этих условиях было по меньшей мере преступным - каждая пара была на счету), а по другой простой причине - после потопа требовалось некоторое время, чтобы "чистые" размножились настолько, чтобы могли прожить хищники. Ибо после того, как Ноах должен будет выпустить их на волю, "нечистые" быстренько сожрут всех "чистых" и затем вымрут сами.

И вообще, о каких же "нечистых" идет речь? Да просто-напросто о хищниках - их-то как раз и надо было взять по одной паре, и именно их-то есть и нельзя, они сами нуждаются в мясе. Поэтому Ноах взял с собой много мелкого скота - овец и коз - про них Вс-вышний не дал специальных указаний. Ноах решил, что на них ограничение "семь пар" не распространяется, и он может взять скота буквально "сколько влезет".

Расчет Ноаха оказался верным. Конечно, львы сильно похудели, но на травоядных это вообще не отразилось - травой и растительной пищей для своей семьи Ноах загрузился "до крыши". Птиц он, конечно, не ловил, поэтому Тора говорит о птицах вскользь - кто нашел ковчег, тот и забился под крышу. С ними уже некому было разбираться, кто там чистый, а кто - нечистый. Кроме того, под крышей спряталось огромное количество насекомых, и птицы питались ими. Именно для насекомых и птиц был прорублен "ЦОhАР" - окно в крыше. Змеи располагались на открытых местах - им дождь был не страшен.

В принципе, еды у Ноаха и семьи было достаточно - были запасы зерна для животных и птиц, было молоко от коз и коров... Куры яйца несли... Можно было продержаться. И никакой необходимости есть животных у семейства Ноя не было, не должно было быть. Еще и посевную кампанию хватило провести. Поэтому и Тора ничего не говорит о голоде на борту Ковчега.

Устная Тора рассказывает нам, что кроме семейства Ноаха спасся еще один человек - великан Ог, который якобы плыл за ковчегом. Плыть, правда, было особо некуда, ковчег просто болтался по волнам, в лучшем случае подгоняемый ветром.

Вейсман рассказывает, что жил Ог потом долго-долго, и даже воевал против Моисея, если это, конечно, был тот самый Ог. Но это - вряд ли. Жили великаны эти в районе Хеврона, в земле Ханаанской, а Моше, как известно, в Землю вступить не удалось.

Вообще-то Ог был добродушным малым. Великан хорошо знал Ноаха, дружил с ним, и когда Ноах решил строить ковчег, это не осталось неизвестным Огу. И Ноах ему все рассказал; ему жаль было, что его приятель может погибнуть в Потопе. Ог предложил Ноаху помочь строить ковчег - силы и роста тому было не занимать, все-таки прямой потомок Адама, и его помощь могла быть просто неоценимой.

Ковчег должен быть длиной в 300 локтей (около 120 метров!), шириной в 50 локтей - 20 метров, и высотой 30 локтей в три яруса. Забавно, что в двух переводах Торы на русский язык, выпущенных в одном и том же издательстве “Шамир” по этому поводу есть разночтения (!). Хотя оригинал дает точные размеры, тем не менее, в одном из переводов ширина заменена высотой, а размер в ширину и вовсе отсутствует.

Поэтому бревна для изготовления ковчега должны были быть огромными, да еще в горах их надо было заготавливать. А великан Ог мог запросто вырвать такое дерево из земли и принести куда надо, Ноах только показывал.

Однако Ноах сказал Огу:

- Ты понимаешь, у меня есть прямое Указание, кого и сколько надо взять с собой в ковчег. Тебя в этом списке нету. Но мне никто и не запрещал всем рассказывать о будущем Потопе! Наоборот! Поэтому можно решить эту проблему очень просто – ты сам сделаешь себе плот поменьше, только для себя одного, и привяжешь его к ковчегу. Тебе даже не надо будет еду с собой брать - я буду кидать ее тебе с ковчега. Так мы и Приказ в точности выполним, и ты спасешься!

Ясное дело - Ог согласился. Они откупорили бочонок вина 100-летней выдержки из погребов Ноаха (при всей своей праведности Ноах, как известно, любил выпить) и запели: "На-а маленьком плоту!"

На маленьком плоту

Сквозь бури, дождь и грозы

Взяв только сны и грезы

И детскую мечту

Я тихо уплыву

Лишь в дом проникнет полночь

Чтоб песнями наполнить

Мир, в котором я живу.

Ну и пусть будет нелегким мой путь!

Тянет ко дну боль и грусть,

Прежних ошибок груз,

Но мой плот,

Сбитый из песен и слов,

Всем моим бедам назло

Вовсе не так уж плох!

Я и от тех бегу,

Кто беды мне пророчит -

Им и теплей и проще

На твердом берегу.

Им не дано понять,

Что вдруг со мною стало,

Что вдаль меня позвало,

Успокоит что меня.

Но мой плот... и так далее.

Устная Тора говорит, что Ог плыл за ковчегом, но не говорит, что вплавь. А что касается разрешения есть мясо животных после Потопа, то кто его спрашивал, это разрешение? Ясное дело, Вс-вышний не созвал всех на собрание, и не объявил: “Люди! С нынешнего дня можете есть мясо!” Во все времена Воля Вс-вышнего определялась "методом проб и ошибок": если не наказал явно (а ведь мог одним ударом молнии пригвоздить!), значит - можно. До Потопа люди могли везде находить еду растительную, но некоторое время после Потопа ничего нигде полезного для людей не росло. Поэтому они были вынуждены охотиться на диких животных и разводить домашних, которые ели траву и что придется (траву Потоп, видимо, не уничтожил, и это тоже можно понять). Ну, а потом мясо понравилось, привыкли. Вс-вышний разрешил, говорите? Ха! Лемех и до Потопа на охоту ходил! И, между прочим, именно на охоте он случайно убил Каина...

Ответ на вопрос, почему Ноах не стал проповедовать Учение о Вс-вышнем, в нашей Концепции совпадает с классическим толкованием. А "классика" отвечает просто: некогда ему было - он землю восстанавливал! Да и среди кого распространять - не было же никого на Земле! Только чада и домочадцы! Кроме того, два сына Ноаха (Йефет и Хам) оказались не вполне восприимчивыми к морали отца, и быстренько от него отделились - разошлись в разные концы новой земли. Поэтому все, что Ноах мог сделать - это научить чему-то своего третьего сына, Шема. Как уже было сказано, Шем, в свою очередь, организовал семейную школу, где детей учили основам грамоты и морали. Эту школу впоследствии стал поддерживать его правнук Эвер. Запомним этот факт, известный из Устной Торы.

Праведники

Двигаясь галопом вдоль истории человечества, мы добираемся теперь до эпохи, которую можно назвать "Эпохой Праведников". Началась она, как уже понятно, с Ноаха и продолжалась еще примерно 500-600 лет после Потопа. Вопросов эта эпоха порождает множество, потому что "праведность" это такая штука, которую каждый понимает по-своему. Поэтому давайте для дальнейшего уясним себе точно, что означает слово "праведник".

На языке иврит слово "праведность" звучит как ЦЕДЕК. Вторая и третья согласные буквы (Д,К) представляют собой корень слова ДАК (тонкий, точный). Корень этот очень древний, а, значит, восходит ко временам самого зарождения языка - к временам Адама и Ноаха. Как мы уже знаем, в те времена понятия о добре и зле только лишь начинали осознаваться. Большинство потомков Адама часто "грешили" не потому, что были так уж порочны и испорчены, а потому что еще не всегда понимали последствия своих поступков. "Грех человека - от юности его" - так сказал Вс-вышний о тех временах.

Среди прочих потомков Адама Ноах был значительно умнее и рассудительнее. Он сформулировал для себя и членов своей семьи "Семь правил" поведения, и старался ТОЧНО им следовать. Не всегда удавалось, конечно, но он старался.

Считается, что Вс-вышний спас Ноаха во время Потопа за его праведность. Для спасения Ноаха (и вместе с ним множества животных) Всесильному Вс-вышнему не нужно было затевать историю с Ковчегом. У Него достаточно средств для этого, и главное средство - Чудо. Он мог просто явить Чудо и все, кого надо было спасти, были бы спасены. Однако Он ограничился лишь тем, что "нашептал" лично Ноаху на ухо.

Это наводит нас на мысль, что в "деле Ноаха" элемент чуда практически отсутствовал, несмотря на исключительную важность операции, от которой зависело продолжение жизни на планете в прежних ее формах.

"Чудом" было только то, что Вс-вышний проявил себя нашептыванием (мидраш). Далее все зависело от Ноаха. От его ума и таланта. И, как мы знаем, он блестяще справился. Однако при этом чуде никаких нарушений физических законов не произошло.

Ноах был очень умный мужик. Задолго до Потопа, раздумывая о жизни (а всего он прожил 900 лет, и времени набраться ума и опыта у него было достаточно), он пришел к выводу о причинно-следственных связях в мире, о причинах людских поступков и их последствиях. Мы не знаем, каких типажей наблюдал Ноах в своей деревне, но, подобно известной мисс Марпл из романов Агаты Кристи, из наблюдений за жизнью своих соседей он делал весьма и весьма правильные умозаключения о поступках людей вообще.

И Ноах путем рассуждений (!) вывел свои "Семь правил". Никто ему их не вручал ни на каком Арарате, он сам дошел. И ТОЧНО им следовал. ДАК на иврите означает "точный". ЦАДИК на иврите - тот, кто точно (шаг за шагом) следует правилам поведения. Праведник.

Семь правил (заповедей) Ноаха

  1. Не убивай.
  2. Не кради.
  3. Не прелюбодействуй
  4. Не ешь отрезанного от живого (в том числе мяса с кровью).
  5. Не поклоняйся идолам.
  6. Не богохульствуй.
  7. Устрой суды для разбора взаимных претензий.

Происхождение каждого из этих правил само по себе интересно (и даже в некоторых случаях спорно), но здесь не об этом речь.

Но почему Тора не упоминает специально о каких-то добрых делах не только Ноаха, но и праотцев еврейского народа, также считающихся праведниками очень высокой пробы? Причина как всегда - проста. Потому что этих дел НЕ БЫЛО! Потому что в те времена (гораздо более ясно, чем теперь) понимали, что Добро и Зло - вещи весьма относительные и, по всей видимости, ни одно "доброе дело" не должно остаться безнаказанным. Ноах установил точно, что действия, которые он заповедовал членам своей семьи НЕ ДЕЛАТЬ - это тот минимум, за который можно ручаться, что он не вызовет отрицательной реакции со стороны Вс-вышнего. Потому что не ошибается тот, кто НЕ делает - это уже Ноаху было ясно. "Быть цадиком" означает "не делать ошибок". А как только ты начинаешь что-то делать, ошибки неминуемы. Из положительных заповедей Ноах сумел сформулировать только одну - необходимо учредить суды для разбора взаимных претензий между людьми. Видимо, соплеменники сильно “достали” Ноаха своими необоснованными претензиями.

Даже заповедь уважать родителей Ноаху в голову не приходила. Чем это кончилось - общеизвестно. После спасения от Потопа и получения первого урожая винограда Ноах на радостях надрался до беспамятства (а вы бы не надрались в такой ситуации?), и тут же его сын Хам обсмеял отца перед братьями. Ноах проклял его, но в принципе не имел на это никакого права – ведь Хам не мог знать, что нужно уважать папу!

Требование "делать добро" отсутствует в заповедях Ноаха по вполне понятной причине. Потому что никогда заранее не знаешь, что именно ты делаешь.

Праотцы потому и были праведниками (ЦАДИКами), и на самом деле за ними не числилось ни одного "доброго дела", сделанного специально по личной инициативе, потому что они всегда старались поступать ТОЧНО по закону, который они для себя либо сами выработали (выстрадали), либо получили от учителей. Другое дело, что это не всегда получалось. Более того, можно проследить, что почти все "добрые дела" цадиков (и жен их в особенности), если так случалось, что они их все-таки делали, обращались в свою противоположность. Считается, что Авраам делал добрые дела, но даже путешественников он принимал не бескорыстно, а чтобы рассказать как можно большему числу людей о своем Боге. Понятно, что за подобного рода доброе дело расплата не грозила, поскольку так он поступал по указанию свыше.

Любой свой поступок праведник, прежде всего, согласует с заповедями или указаниями, данными свыше. И только, если предполагаемое действие не противоречит ни одной из них, его можно сделать. Это - принцип действия праведника, если можно так выразиться. Но противоречия, конечно, бывают, на то она и жизнь. М.Вейсман приводит в своем эпохальном труде "Мидраш рассказывает" примеры мнений некоторых мудрецов, считавших, что и Авраам и Иаков, бывало, поступали не в соответствии с волей Вс-вышнего, неправильно ее истолковывали, за что и бывали наказаны. Но ведь наказание следует за каким-то проступком, нарушением закона, иначе это вовсе нельзя рассматривать как наказание. Однако известно, что праотцы были цадики (праведники), и не просто НЕ НАРУШАЛИ, а СТАРАЛИСЬ не нарушать, специально избегали нарушения, следили за каждым своим шагом и действием! Как же так?

Праведник - сверхчеловек?

Считается, что праотцы и их жены обладали даром пророчества. Более того, некоторые авторитеты утверждают, что Сара, жена Авраама, обладала даже большей степенью пророчества, чем Авраам. Уж на чем они основываются - Бог им судья. Во всяком случае, не на истории с Агарью, будем надеяться. Многие вещи праотцы и праматери еврейского народа узнавали прямо от ангелов, они находились на высочайшей ступени связи с Богом, и потому их действия были как бы заранее оправданы. Кроме того, мужчины обладали феноменальной силой, и с ними происходили многочисленные чудеса, поскольку они были под прямым наблюдением Вс-вышнего. То есть по нашим сегодняшним представлениям праотцы и праматери Народа были как бы "сверхчеловеками", "суперменами". Это вещи вполне реальные, потому что мы смогли с помощью Торы проследить прямую линию происхождения Авраама от клонированных Адама и Хавы.

Но эта точка зрения, безусловно возвеличивая наших предков, на самом деле не оставляет нам никакой возможности поступать подобно им. Ибо мы живем и действуем в совершенно других условиях - в условиях отсутствия Пророчества и нормальных, не чудесных обстоятельств, в отсутствие проявления Вс-вышнего, проявления чудес. Я имею в виду не чудеса вообще вроде сохранения еврейского народа или победу в войне Судного дня, создания государства Израиль и т.д., а чудес, происходящих с каждым из нас.

Мир, в котором действовали праотцы, был совершенно непохож на наш мир. Даже сыновья Иакова больше напоминали титанов, чем обычных людей. Известно (если это правда, конечно), что два 13-14-летних сына Иакова (Леви и Шимон) перебили чуть ли не всех жителей города Шхем. Хотя бы по этой причине надо бы как-то логически объяснить все, что там происходило. Потому что если представлять Леви и Шимона обычными 13-летними мальчишками, то история с Диной, дочерью Иакова и Шхемом (об этом - потом) выглядит просто сказкой для таких же пятилетних девочек, какой была сама Дина. Потому что 13-летний обычный мальчик сегодня в нее просто не поверит. Иногда кое-кто выражает удивление, почему в светских школах Израиля преподают ТАНАХ больше с исторической точки зрения, а не с религиозной. А вы попробуйте ответить на вопросы современных подростков, и когда они вас засмеют с вашими "объяснениями", вы сами поймете, что заставлять их во все это верить и одновременно развивать у них логическое мышление - значит воспитывать в них "двоемыслие", лицемерие.

Сегодня для нас рассказы о жизни праотцев выглядят так, как будто они жили не на Земле, а скажем на Марсе. Какую я мораль могу для себя извлечь из их поведения? Марсианскую? Учение о том, что когда полет на Марс будет успешным, это будет означать не столько достижение цивилизации, сколько добрую волю Вс-вышнего? Значит, Он не против того, чтобы наши потомки заселили Марс? А если выяснится, они там своих первенцев в жертву приносят? Значит, нужно первым делом вырезать всех марсиан до последнего грудного младенца, чтобы они не повлияли на нашу Божественную мораль столь разлагающим образом? Да если бы Авраам и Ицхак принесли в жертву своих первенцев (Ишмаэля и Эсава соответственно) еще неизвестно, может быть оно и лучше было бы? А так, в конце концов, получилось, что евреи (по Толкованию) сами, своими собственными концами создали и арабов и всех остальных Эсавов. Это все, знаете ли, хорошо понять надо, прежде чем переносить Тору на наше время.

Получается, что в практической жизни использовать опыт праотцев и праведников весьма затруднительно. Так, например, многое, что касается семейной жизни, определялось наличием у праотцев системы многоженства. Сегодня принимать какие-либо решения, исходя из этого принципа явно невозможно, недопустимо. В то же время, многие проблемы, возникшие перед праотцами, были связаны именно с этим вопросом. И решались вполне определенным образом, согласно традиции. Кстати, многоженство среди евреев было официально запрещено лишь в 10 веке хр.эры, да и то - по несколько странным соображениям, а вовсе не потому, почему вы думаете.

Все сказанное подводит нас постепенно к мысли, что привычный укоренившийся взгляд на Тору как на историю праведников и образец для подражания может быть, мягко говоря, не единственным. Несмотря на наше глубочайшее уважение к великим предкам, нам бывает трудно подражать им, если их действия выглядят нелогичными в классическом Толковании. По Толкованию выходит, что они в определенном смысле были сверхчеловеками, действовавшими в условиях, непохожих на нынешние, и потому их опыт для нас при таком подходе сильно обесценивается. Однако попробуем подойти к вопросу иначе, взглянув на героев Торы (праотцев) как на психически нормальных в нашем понимании людей.

Тора - учебник жизни

Тора - учебник жизни. Этого нельзя отрицать. Но учебники бывают разные. Бывают учебники типа правил хорошего тона: "Как нужно себя вести в обществе". А бывают рассказы о реальных событиях, из которых "добрый молодец" должен извлечь урок того, "как не надо себя вести". И тот, и другой учебник выполняет свою функцию в большей или меньшей степени.

Учебник первого типа говорит: "Поступайте так, и вас будут принимать в самом избранном обществе". И не спрашивайте: "Почему так надо поступать?" Держите вилку в левой руке! Так принято. Запоминайте и действуйте - успех обеспечен. Это - "Правила хорошего тона".

Учебник второго типа объясняет: "Никогда не поступайте так-то и так-то". Потому что последствия будут вот такие потому-то и потому-то.

Похоже, что Тора есть как раз учебник второго типа. На примерах наших праотцев она учит нас именно тому, какие последствия могут иметь те или иные действия в этом мире. Мы должны понимать, что наши праотцы хотя и были людьми высокоморальными во всех отношениях (в рамках принятых норм того времени, конечно, хотя мудрецы утверждают, что на все века), но и они совершали ошибки. Потому что жизнь очень сложна, и решения не всегда лежат на поверхности.

Наше уважение к праотцам-праведникам нисколько не уменьшится от признания возможности того, что и они допускали ошибки. Напротив, если мы посмотрим на их действия с точки зрения нашей Концепции, то мы придем в восхищение от внутренней логики их поступков. Они находились на очень высокой степени связи с Вс-вышним, это верно, но из этого вовсе не следует, что Вс-вышний их жутко наказывал за мельчайшую провинность, на которую Он, безусловно, не обратит внимания, если ее допустит обычный человек.

Тора рассказывает нам о жизни праведников и их ошибках потому, что

именно на ошибках праведников легче всего установить сам характер ошибки и ее последствия.

Жизнь обычных людей полна всяких ошибок, и на их общем фоне часто бывает очень трудно точно сказать: вот видите - он сделал так-то, и вот вам результат! Потому что он параллельно сделал еще массу всяких ошибок, и уже трудно разобраться, за какую именно ошибку его Наказали. Праведник же ошибается сравнительно редко. Его можно сравнить до известной степени с сапером, который ошибается только один раз. Праведник, что называется, "ходит по минному полю", потому что своей праведной жизнью он стремится заслужить награду в будущей жизни; и стоит ему сделать сравнительно небольшую ошибку, как его тут же могут лишить светлого будущего, недостоин значит. Именно по этой причине (см. ниже) Ривка и пошла на обман Ицхака, когда тот вознамерился благословить Эсава.

Праведник СТАРАЕТСЯ сделать как можно меньше ошибок и, действительно, делает их немного; и именно поэтому, как уже сказано, можно легче проследить последствия.

У М.Вейсмана в "Мидраш рассказывает" есть одно основополагающее утверждение: для того, чтобы правильно понимать описываемые в Торе события, нужно постоянно иметь в виду, что Праведник в Торе - всегда праведник, а Злодей - всегда злодей. И любые сомнения нужно толковать "в пользу праведника". Если он сделал что-то, что с первого взгляда кажется дурным или неправильным, то нужно поискать оправдания этому; скорее всего он сделал это "во имя Небес", то есть из самых лучших побуждений. И напротив, если про человека сказано, что он вел неправедный образ жизни (как на пример Лаван, брат Ривки), то даже самые лучшие его поступки, скорее всего, нужно объяснять скрытыми дурными побуждениями. И не спорьте, так оно и есть (Вейсман и Вассерман).

Некоторые люди, начиная изучать Тору, обращают на это внимание, но часто понимают это в том смысле, что толкователи стараются придать праотцам еврейского народа самые выигрышные черты. Это, действительно, может выглядеть таким “натянутым” образом, если одновременно не дается логического объяснения поступкам персонажей Торы. Если же логика в их поступках “просматривается”, то предлагаемый здесь взгляд становится правомерным, а именно: заранее предполагая, что этот человек в своей жизни совершил минимальное количество ошибок, мы можем быть уверены, что между его поступками и их последствиями имеется причинно-следственная связь, хотя и отсроченная. Это позволяет нам понять, как не следует поступать в аналогичных ситуациях, сделать “оргвыводы”.

Поэтому мы не должны осуждать праведников. В тех ситуациях, в которых они поступали так, а не иначе (и, как нам может показаться, неправильно и даже, упаси Бог, аморально), тому всегда есть причина, и наша обязанность - найти ее. Только тогда мы сможем увидеть перед собой живого праведника "на работе".

С этой позиции действия многих персонажей Торы становится легче объяснить, и даже можно получить новые интересные результаты. Становится понятным, на основании каких событий у праотцев формировались основные понятия о правилах поведения человека в обществе, формировалась Тора, данная впоследствии всему народу на Синае. Становится понятно, что Тора – не исторический документ (и не следует в нем искать совпадения дат и подтверждать ее археологическими находками), а именно “Правила Движения на дорогах Судьбы”.